01.10.2010 в 17:43
Пишет lod*~*:"СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО"
"СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО"
<1 октября 2010>
УРОК "ЧЕРНОЙ ХИМИИ"Преподали 63 тысячам жителей курортного города
Евгений ТОЛСТЫХ
На днях на редакционную почту пришел e-mail: "Читаем и дублируем вашу статью "Царица полей". ("Совершенно секретно", № 9). Несмотря на то, что мы – портовый город, тема не может не затрагивать нас за живое. Наш город добивают зерновым (весь Туапсе знает, что он принадлежит Ткачеву) и химическим терминалом по перевалке минеральных удобрений. Судя по статье, вам это будет интересно". Далее шла ссылка на соответствующий сайт и приписка: "Буду признателен, если вы не будете придавать меня гласности. Помощник депутата…."
После того как наш специальный корреспондент побывал в Туапсе, и попытался разобраться в причинах оставшегося без ответа обращения граждан города к президенту Медведеву – о нем мы узнали уже по ходу данного расследования, стало понятно, почему автор письма предпочел остаться инкогнито.
Когда обсуждался вопрос об обеспечении безопасности сочинской олимпиады (все-таки соседство места ее проведения с некоторыми "проблемными" регионами многих настораживало), высокопоставленные чиновники в погонах поспешили заверить, что олимпийскую атмосферу "Сочи-2014" смогут нарушить только выстрелы биатлонистов.
Но, оказывается, существует фактор, способный свести на нет усилия чекистов и прочих силовиков. И "фактор" этот зовется отнюдь не Доку Умаровым или Бен Ладеном, хотя уже сегодня в его заложниках по существу 63 тысячи человек.
Взрывоопасный отдых
В 2005 году компания ООО ТБТ (Туапсинский балкерный терминал) "Еврохим" приобрела в черте города Туапсе земельный участок площадью в 5,9 гектара с прилегающей акваторией порта в 20,6 гектара. Насколько законной была сделка, обеспечившая переход в частные руки солидного куска федеральной охраняемой территории с особым правовым статусом, рано или поздно скажут квалифицированные юристы. В стране они есть, взять хотя бы самого авторитетного – президента Дмитрия Медведева.
Но на сегодняшний день эксперты, изучавшие аудиторские заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности ЗАО "МХК "Еврохим" за 2005 - 2007 годы, как ни старались, обнаружить проводку (форма № 5 - Основные средства) о земельном участке в Туапсе так и не смогли. То есть, по документам никакой недвижимости в Туапсинском районе Краснодарского края в 2005 году "Еврохим" как бы и не покупал.
Тем не менее, существует "Договор купли - продажи" земельного участка, подписанный 30.06.2005, и "Свидетельство о государственной регистрации" права на землю, выданное... в тот же день! Замечу, обычно бюрократическая машина отводит на подобную процедуру три недели.
Для чего вообще понадобилось крупнейшему в России производителю минеральных удобрений выкупать прибрежную землю? Может быть, для обустройства пляжей и аквапарков в курортном городке с населением в 63 тысячи человек?
Но, как легко догадаться интересы компании, далеки от жизни отдыхающих. Владея двумя крупными производственными площадками на Юге России (НАК "Азот" и "Белореченские минудобрения") "Еврохим" решил, как сейчас мудрено говорят, "оптимизировать логистическую схему". Иными словами - построить на берегу Черного моря балкерный терминал по перевалке химических веществ, в том числе, минеральных удобрений. "Переваливать" химикаты планировалось на многотоннажные суда, следующие курсом Туапсе - Заграница.
Собственно, с этой целью в центре городской набережной, потеснив малосостоятельных отдыхающих и мелкорознично торгующих, и начали ударными темпами возводить складской металлический ангар: 275 метров длиной, 46 метров высотой и 40 – шириной. Этакий сарай размером с 15-этажный дом, способный вместить 130 тысяч тонн ядохимикатов!
Из этого "сарая" на пароходы планировалось ежегодно грузить порядка 3 миллионов тонн минеральных удобрений, среди которых - карбомид (мочевина), аммофос, нитроаммофоска, калийная соль. Для тех, кто далек от школьной или институтской программы по химии, напомню: побочные продукты химического производства, о которых идет речь, - весьма "деликатные" соединения: азотнокислый аммоний NH4NO3, выполняя функцию основного компонента сложных азотных удобрений, годится для приготовления взрывчатых веществ. К примеру, аммонал представляет тесную связь азотнокислого аммония и угля, и сильно детонирует. Чистая азотная сера S4N4 при нагревании свыше 179 градусов С, а также при ударе взрывается, как и азотистый селен, азотистый теллур, йодистый азот и азидосульфит калия. А аммиак и гидразин с кислородом - вообще реактивное топливо! И все это "удовольствие" собираются складировать горкой в центре курортного городка на берегу Черного моря! В 50 метрах от причала, где швартуются нефтеналивные танкеры, рядом с выходящим на поверхность нефтепроводом, неподалеку от нефтебазы.
Но и это еще не все. На балкерном терминале планируется 7 участков перегрузки и еще 3 - на судопогрузочной машине, где будет производиться передача 4 видов сыпучих удобрений в трюмы судов.
Все погрузочные операции открытые. Герметичная погрузка даже зерна, не говоря уже об удобрениях, взрывоопасна. Правда, здесь нашли "выход". По утверждению главного инженера ТБТ "Еврохим" Л. Кривопуста, "все участки перезагрузки оснастят аспирационными системами, а те, в свою очередь, оборудованы "каминами", точнее, факельными выбросами через трубы". Получается, ядовитую, взрывоопасную пыль собираются сжигать в полусотне метров от нефтеналивных судов.
Легкое дыхание фенола
В 2007 году немецкая фирма "Крупп" выиграла тендер на поставку оборудования для Туапсинского балкерного терминала "Еврохима". Германские производители новейших инженерных систем гарантировали очистку технологических выбросов на 99,96 процента.
Конечно, цифра, заявленная немецкими конструкторами, впечатляет. Но лишь на первый взгляд. Или вздох. Что такое 0,04 процента неотфильтрованных выбросов от заявленного объема перевалки минудобрений в 3 миллиона тонн? 1200 тонн ядовитой химической пыли будут планово вылетать в атмосферу причерноморской курортной зоны ежегодно. Пыль осядет и неминуемо попадет через ливневую канализацию в море.
Не простая "пыль". Все химические удобрения содержат соли азотной, серной, фосфорной кислот. В их состав входят окислы азота, аммиак, соединения мышьяка, пестициды и гербициды. Период их распада - от 2 недель до 3 лет. Воздушными потоками эти легкие вещества разносятся на большие расстояния. Опасности, которые они несут известны – повышенная онкозаболеваемость, врожденные пороки и уродства.
Ежегодный выброс в атмосферу сотен тонн химической пыли обеспечит регулярные кислотные дожди, которые, с учетом циклонической деятельности, непременно доберутся до Олимпиады 2014. Напомню, до Сочи морем 83 километра, до Лазаревского - 30.
И что тогда? Разгонять ядовитые тучи, как облака над Москвой накануне праздников с участием большого начальства? И гнать на соседние города и села?
Да и цифра 99,96 процента – лишь желаемое. Насколько "безопасно" станет функционировать терминал, можно предположить уже сегодня.
13 мая 2009 года на стройплощадке ТБТ произошла авария - рухнула металлическая конструкция ангара. Два человека погибли, четверо получили увечья. Если бы обрушение произошло после запуска терминала, пострадал бы не только город Туапсе. Даже часть из 130 тысяч тонн ядовитых минудобрений, оказавшись в море, нанесла бы непоправимый ущерб как России, так и другим причерноморским государствам. Ученые подсчитали, что при любой катастрофе природного или техногенного характера на ТБТ "Еврохима", заражение прибрежных вод Черного моря, с учетом подводных течений, случится уже через 5 часов в радиусе 100 километров.
По одной из версий, упомянутая авария произошла из-за того, что сваи забивались в мягкий грунт - нефтяную жижу, так называемую "нефтяную линзу". Она образовалась под территорией, где развернулось строительство ТБТ, в результате многолетних утечек при перекачке нефтепродуктов по подземным нефтепроводам.
Экологи, метеорологи, инженеры предупреждали: строить химический терминал на этой территории нельзя! Под стройплощадкой - нефтяное болото, и нефть периодически дренирует в море. Это единственное место в мире, где ее концентрация в прибрежных водах бьет все рекорды. Загрязненность морской воды по цинку, стронцию и нефтепродкутам превышает норму в 71 тысячу раз.
Кроме того, именно этот участок охватывает зона выхода смерчей - постоянного для этой местности природного явления. Проведя несколько дней августа в Туапсинском районе, сам был свидетелем разгула такого смерча.
Местные жители рассказывали, что в 1991 году, в результате выхода смерчей как раз на месте нынешнего строительства, погибли люди, была затоплена половина Туапсе, разрушены трубопроводы, нефтебазы.
"Сборная металлическая конструкция таких габаритов, стоящая в мягком грунте, в районе ураганных вихрей, высокой сейсмической активности и выходов смерчей - по определению обречена на разрушение", написали жители города президенту Медведеву.
В октябре 2007 года городской Роспотребнадзор выдал эпидемиологическое заключение № 39, которым деятельность терминала запрещалась. Но в ответ на этот документ появилось как минимум 17 положительных заключений, дающих добро на строительство и эксплуатацию ТБТ "Еврохим".
Разбираясь в этой статистике, может, и некстати, вспомнил старый анекдот:
- Послушай, Гиви, почему ты не пьешь коньяк?
- Доктор запретил, Гоги.
- Вах! Мне тоже запретил. Но я ему 100 рублей дал - он и разрешил!
Может и в данном случае дело в "Гоги"?
От физика до "химика"
Фактический хозяин компании "Еврохим" Андрей Игоревич Мельниченко - бизнесмен, занимающий место во второй десятке российских миллиардеров. На начало 2010 года его состояние журнал "Форбс" оценивал в 4,4 миллиарда долларов.
Окончив в 1992 году физфак МГУ, Андрей Мельниченко пошел по тропе, приносящей, в отличие от науки периода "начинающего Ельцина", реальные "результаты". Вместо исследовательской лаборатории он оказался в окошке обменного пункта на Октябрьской площади Москвы, где конвертировал в твердую валюту стремительно обесценивающиеся рубли. Год спустя несостоявшийся физик и начинающий финансист открыл охранное дело, учредив некий ЧОП "Арктур".
Сейчас трудно сказать, чьи руки поставили Мельниченко "на ноги", но уже в середине 90-х он оказался в кресле управляющего банком, имевшего прямое соглашение с ФРС США о ввозе долларов в Российскую Федерацию.
Чуть позже – Мельниченко занял кабинет в "Конверсбанке", через который, как по мановению волшебной палочки, вдруг потекли финансовые потоки далеко не бедной отрасли - Минатома РФ. В то время ею управлял скандально известный Евгений Адамов, с чьим именем связывали растрату крупных бюджетных средств.
В 2001 году Андрей Игоревич - у руля компании "Еврохим", производящей и продающей за рубеж минеральные удобрения. Таким образом, пройдя тернистый путь от "физика" до "химика", Мельниченко ступил ногой у Черного моря, в районе города Туапсе. Вернее, не сам Андрей Игоревич, а его сотрудники. Сам Мельниченко, как поговаривают, с 2003 года постоянно живет за рубежом. Недавно его 120-метровую красавицу-яхту, построенную на германских верфях по последнему слову судостроительной науки, заметили в порту Сан-Диего.
А в порту Туапсе - гигантский терминал, через который компании Мельниченко намерены переправлять за границу мало востребованные в России (сельского хозяйства-то почти не осталось, да и денег только на навоз) минеральные удобрения. На Кубани все сложилось просто чудесным образом. Несмотря на ограничения, определенные Земельным и Водным Кодексом РФ в части операций в водоохранной зоне Черного моря, "Еврохиму" удается добиться разрешения на строительство в черте города Туапсе балкерного терминала - элемента химического производства. В 2006 году нужную бумагу подписывает работавший в то время мэром Туапсе Г. Ю. Прилуцкий. Не важно, что спустя год его сняли с должности и привлекли к уголовной ответственности за махинации с землей. Решения о запуске строительства ТБТ никто не отменил.
Остались в силе и заключения Ростехнадзора по Южному федеральному округу, подтверждающие безопасность задуманного "Еврохимом" сооружения, несмотря на то, что практически все руководство Ростехнадзора отправили в отставку, Генеральная прокуратура нашла нарушения законодательства о безопасности производственных объектов, а в отношении главы Ростехнадзора по ЮФО Д. Антониади было возбуждено уголовное дело.
В марте 2006 года заместитель главы администрации Краснодарского края Е.Муравьев подписывает документ "О согласовании размещения ООО "Туапсинский балкерный терминал" терминала по перегрузке минеральных удобрений в г. Туапсе". В качестве обоснования приводятся следующие доводы: "положительные заключения территориальных органов исполнительной власти, других организаций, увеличение поступлений в налоговую базу края, обеспечение рабочими местами".
А что же "хозяин" Краснодарского края Александр Ткачев?
Ведь, случись беда на терминале, "химическую кашу" придется расхлебывать и ему.
В 2007 году между администрацией края, компанией "Еврохим" и принадлежащими ей "Белореченскими минудобрениями" был подписан договор. Согласно этому документу Белореченский комбинат увеличивает промышленное производство, "Еврохим" приступает к строительству Туапсинского терминала, а край получает 16 миллионов рублей на собственные нужды. Может, здесь "зарыта собака", объясняющая позицию кубанского руководства?
Однако 16 миллионов рублей в масштабах задуманного предприятия – сумма не бог весть какая. Но есть цифры более весомые.
Еще до утверждения проекта, до получения разрешения на строительство, даже до появления процитированного "согласования", в недрах Краснодарской администрации родились два документа. В декабре 2005 года - распоряжение Главы администрации края "О программе сопровождения стратегических инвестиционных проектов Краснодарского края на 2006-2007 годы", где в параграфе 3, касающемся "Департамента по транспорту и связи" в пункте 3.4 значится "Строительство Туапсинского балкерного терминала, ЗАО "МХК Еврохим", общей стоимостью в 1,8 миллиарда рублей с разбивкой финансирования по годам: 2006 год - 800 миллионов рублей, 2007 год - 810 миллионов рублей".
Стоит ли верить этой бумаге, если в справке о социально-экономической ситуации в Краснодарском крае в первом квартале 2009 года стоимость строительства определена уже в 4,6 миллиарда рублей! Не иначе, кризис поднял цены. Или 1,8 миллиарда рублей - цена "сопровождения проекта"?
Незадолго до появления процитированного распоряжения А.Ткачева "О программе сопровождения", в мае 2005-го выходит постановление "О порядке субсидирования (возмещения) за счет средств краевого бюджета части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, выпущенными инвесторами для реализации инвестиционных проектов".
И здесь поневоле закрадывается подозрение: не участвует ли краевой бюджет в финансировании строительства Туапсинского терминала с прицелом на получение долей в прибылях "Еврохима"? Причем, возможно, уже не бюджетом, а частными, может даже подставными лицами, оказавшимися в реестре акционеров компании?
Интересная версия, объясняющая и беспрепятственные согласования, и послушность прокуратуры, закрывающей глаза на опасность закладываемой "химической бомбы", и блокирование всех инициатив противников сооружения терминала.
Кубанские экологи забили тревогу, как только из чиновных коридоров просочилась весть о задуманной стройке. В октябре 2007 года общественность поддержал территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, городу Туапсе и Туапсинскому району. Он запретил деятельность терминала, поскольку в зоне строительства и предполагаемой санитарно-защитной зоне систематически фиксировались превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ. Так, по взвешенным веществам максимально-разовое превышение ПДК в 10,8 раза, а среднесуточное - в 14,8 раз (с учетом угольной пыли). По углеводородам максимально-разовое превышение ПДК в 12,3 раза, а среднесуточное - до 8 раз. По оксиду азота - в 4,4 раза; по оксиду углерода - в 4 раза; по сероводороду - в 9,8 раза.
Но все ссылки на Санитарные правила и нормы, Земельный Кодекс РФ, Градостроительный Кодекс РФ, федеральные законы и местные распоряжения, категорически запрещающие подобные стройки, в исполнительных структурах отклика не нашли.
К решительным действиям жителей Туапсе подтолкнул март 2010 года. Еще до ввода в строй балкерного терминала его хозяева произвели пробную загрузку двух судов сыпучими удобрениями по прямому варианту "вагон-судно". В результате туапсинцы с набережной наблюдали облако пыли вокруг корабля. Жители прилегающих к порту домов почувствовали симптомы химического отравления: жжение глаз, кислоту во рту, кожный зуд и высыпания, головные боли и головокружение. Руководство ТБТ извинялось перед горожанами и объясняло, что это единичный, обусловленной технологией акт и гарантировало полную герметизацию производства. Но люди вышли на митинги! Более 3,5 тысяч человек протестовали в середине мая 2010 года против ввода в строй терминала "Еврохима". Для маленького Туапсе это все равно что полумиллионное шествие для Москвы
Летом 2010 года инициативная группа обратилась к властям с предложением о проведении местного референдума с одним вопросом - "Считаете ли вы допустимым ввод в эксплуатацию и дальнейшее функционирование Туапсинского балкерного терминала на территории Туапсинского городского поселения?".
Территориальная избирательная комиссия Туапсинского района в регистрации инициативной группы по проведению референдума отказала, сославшись на неточности в оформлении документов. А когда люди попросили чиновников из городской администрации помочь грамотно оформить заявку, получили ответ: "...федеральным и краевым законодательством, Уставом Туапсинского городского поселения не установлены полномочия органов местного самоуправления по назначению специалистов администрации Туапсинского городского поселения для грамотного и надлежащего оформления документов инициативной группы".
Отчаявшиеся жители Туапсе обратились и к Президенту РФ Д. Медведеву, благо в таких случаях, никакая регистрация не требуется. И вот что удивительно. Местная общественность, не скрывая обеспокоенности за здоровье своих детей, выразила тревогу по поводу сочинской и развития города.
"На городские стройки Сочи, пишут туапсинцы, необходимо завести сто миллионов грузов. Пока это просто невозможно: существующая инфраструктура не позволяет завозить более 10 миллионов тонн в год. До 2014-го не уложатся... Уже сегодня можно использовать Туапсинский морской порт для поставки качественных материалов из-за рубежа. Это позволило бы разгрузить единственную сочинскую автомагистраль, по которой транспорт не едет, а в большей степени стоит. Известно, что в Туапсе приезжала делегация из Варны с целью поставлять стройматериалы через Туапсинский порт.
В дальнейшем эту территорию можно использовать также в государственных интересах. На месте размещения химического терминала, - а это территория бывшего Туапсинского судомеханического завода, - можно построить завод по производству самолета-амфибии Бе-200 - самого востребованного в мире самолета по тушению пожаров, который может взять на борт 12 тонн воды.
В свете развития Черноморских курортов актуальным станет вопрос о возвращении Туапсе статуса пассажирского порта, в который могли бы заходит современные лайнеры".
Какова реакция властей и чиновников на "жалобы и предложения"?
Жителям города преподан урок "черной химии": балкерный терминал готовят к пуску. Про самолет-амфибию известно, что есть, по крайней мере, один его опытный образец (который во время пожаров пилотировал лично премьер Путин). Ну а после августовского взрыва на электростанции в Кабардино-Балкарии и осеннего обострения ситуации с террористами в близлежащих закавказских республиках, местных жителей посещают совсем уж нерадостные мысли.
URL записи"СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО"
<1 октября 2010>
УРОК "ЧЕРНОЙ ХИМИИ"Преподали 63 тысячам жителей курортного города
Евгений ТОЛСТЫХ
На днях на редакционную почту пришел e-mail: "Читаем и дублируем вашу статью "Царица полей". ("Совершенно секретно", № 9). Несмотря на то, что мы – портовый город, тема не может не затрагивать нас за живое. Наш город добивают зерновым (весь Туапсе знает, что он принадлежит Ткачеву) и химическим терминалом по перевалке минеральных удобрений. Судя по статье, вам это будет интересно". Далее шла ссылка на соответствующий сайт и приписка: "Буду признателен, если вы не будете придавать меня гласности. Помощник депутата…."
После того как наш специальный корреспондент побывал в Туапсе, и попытался разобраться в причинах оставшегося без ответа обращения граждан города к президенту Медведеву – о нем мы узнали уже по ходу данного расследования, стало понятно, почему автор письма предпочел остаться инкогнито.
Когда обсуждался вопрос об обеспечении безопасности сочинской олимпиады (все-таки соседство места ее проведения с некоторыми "проблемными" регионами многих настораживало), высокопоставленные чиновники в погонах поспешили заверить, что олимпийскую атмосферу "Сочи-2014" смогут нарушить только выстрелы биатлонистов.
Но, оказывается, существует фактор, способный свести на нет усилия чекистов и прочих силовиков. И "фактор" этот зовется отнюдь не Доку Умаровым или Бен Ладеном, хотя уже сегодня в его заложниках по существу 63 тысячи человек.
Взрывоопасный отдых
В 2005 году компания ООО ТБТ (Туапсинский балкерный терминал) "Еврохим" приобрела в черте города Туапсе земельный участок площадью в 5,9 гектара с прилегающей акваторией порта в 20,6 гектара. Насколько законной была сделка, обеспечившая переход в частные руки солидного куска федеральной охраняемой территории с особым правовым статусом, рано или поздно скажут квалифицированные юристы. В стране они есть, взять хотя бы самого авторитетного – президента Дмитрия Медведева.
Но на сегодняшний день эксперты, изучавшие аудиторские заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности ЗАО "МХК "Еврохим" за 2005 - 2007 годы, как ни старались, обнаружить проводку (форма № 5 - Основные средства) о земельном участке в Туапсе так и не смогли. То есть, по документам никакой недвижимости в Туапсинском районе Краснодарского края в 2005 году "Еврохим" как бы и не покупал.
Тем не менее, существует "Договор купли - продажи" земельного участка, подписанный 30.06.2005, и "Свидетельство о государственной регистрации" права на землю, выданное... в тот же день! Замечу, обычно бюрократическая машина отводит на подобную процедуру три недели.
Для чего вообще понадобилось крупнейшему в России производителю минеральных удобрений выкупать прибрежную землю? Может быть, для обустройства пляжей и аквапарков в курортном городке с населением в 63 тысячи человек?
Но, как легко догадаться интересы компании, далеки от жизни отдыхающих. Владея двумя крупными производственными площадками на Юге России (НАК "Азот" и "Белореченские минудобрения") "Еврохим" решил, как сейчас мудрено говорят, "оптимизировать логистическую схему". Иными словами - построить на берегу Черного моря балкерный терминал по перевалке химических веществ, в том числе, минеральных удобрений. "Переваливать" химикаты планировалось на многотоннажные суда, следующие курсом Туапсе - Заграница.
Собственно, с этой целью в центре городской набережной, потеснив малосостоятельных отдыхающих и мелкорознично торгующих, и начали ударными темпами возводить складской металлический ангар: 275 метров длиной, 46 метров высотой и 40 – шириной. Этакий сарай размером с 15-этажный дом, способный вместить 130 тысяч тонн ядохимикатов!
Из этого "сарая" на пароходы планировалось ежегодно грузить порядка 3 миллионов тонн минеральных удобрений, среди которых - карбомид (мочевина), аммофос, нитроаммофоска, калийная соль. Для тех, кто далек от школьной или институтской программы по химии, напомню: побочные продукты химического производства, о которых идет речь, - весьма "деликатные" соединения: азотнокислый аммоний NH4NO3, выполняя функцию основного компонента сложных азотных удобрений, годится для приготовления взрывчатых веществ. К примеру, аммонал представляет тесную связь азотнокислого аммония и угля, и сильно детонирует. Чистая азотная сера S4N4 при нагревании свыше 179 градусов С, а также при ударе взрывается, как и азотистый селен, азотистый теллур, йодистый азот и азидосульфит калия. А аммиак и гидразин с кислородом - вообще реактивное топливо! И все это "удовольствие" собираются складировать горкой в центре курортного городка на берегу Черного моря! В 50 метрах от причала, где швартуются нефтеналивные танкеры, рядом с выходящим на поверхность нефтепроводом, неподалеку от нефтебазы.
Но и это еще не все. На балкерном терминале планируется 7 участков перегрузки и еще 3 - на судопогрузочной машине, где будет производиться передача 4 видов сыпучих удобрений в трюмы судов.
Все погрузочные операции открытые. Герметичная погрузка даже зерна, не говоря уже об удобрениях, взрывоопасна. Правда, здесь нашли "выход". По утверждению главного инженера ТБТ "Еврохим" Л. Кривопуста, "все участки перезагрузки оснастят аспирационными системами, а те, в свою очередь, оборудованы "каминами", точнее, факельными выбросами через трубы". Получается, ядовитую, взрывоопасную пыль собираются сжигать в полусотне метров от нефтеналивных судов.
Легкое дыхание фенола
В 2007 году немецкая фирма "Крупп" выиграла тендер на поставку оборудования для Туапсинского балкерного терминала "Еврохима". Германские производители новейших инженерных систем гарантировали очистку технологических выбросов на 99,96 процента.
Конечно, цифра, заявленная немецкими конструкторами, впечатляет. Но лишь на первый взгляд. Или вздох. Что такое 0,04 процента неотфильтрованных выбросов от заявленного объема перевалки минудобрений в 3 миллиона тонн? 1200 тонн ядовитой химической пыли будут планово вылетать в атмосферу причерноморской курортной зоны ежегодно. Пыль осядет и неминуемо попадет через ливневую канализацию в море.
Не простая "пыль". Все химические удобрения содержат соли азотной, серной, фосфорной кислот. В их состав входят окислы азота, аммиак, соединения мышьяка, пестициды и гербициды. Период их распада - от 2 недель до 3 лет. Воздушными потоками эти легкие вещества разносятся на большие расстояния. Опасности, которые они несут известны – повышенная онкозаболеваемость, врожденные пороки и уродства.
Ежегодный выброс в атмосферу сотен тонн химической пыли обеспечит регулярные кислотные дожди, которые, с учетом циклонической деятельности, непременно доберутся до Олимпиады 2014. Напомню, до Сочи морем 83 километра, до Лазаревского - 30.
И что тогда? Разгонять ядовитые тучи, как облака над Москвой накануне праздников с участием большого начальства? И гнать на соседние города и села?
Да и цифра 99,96 процента – лишь желаемое. Насколько "безопасно" станет функционировать терминал, можно предположить уже сегодня.
13 мая 2009 года на стройплощадке ТБТ произошла авария - рухнула металлическая конструкция ангара. Два человека погибли, четверо получили увечья. Если бы обрушение произошло после запуска терминала, пострадал бы не только город Туапсе. Даже часть из 130 тысяч тонн ядовитых минудобрений, оказавшись в море, нанесла бы непоправимый ущерб как России, так и другим причерноморским государствам. Ученые подсчитали, что при любой катастрофе природного или техногенного характера на ТБТ "Еврохима", заражение прибрежных вод Черного моря, с учетом подводных течений, случится уже через 5 часов в радиусе 100 километров.
По одной из версий, упомянутая авария произошла из-за того, что сваи забивались в мягкий грунт - нефтяную жижу, так называемую "нефтяную линзу". Она образовалась под территорией, где развернулось строительство ТБТ, в результате многолетних утечек при перекачке нефтепродуктов по подземным нефтепроводам.
Экологи, метеорологи, инженеры предупреждали: строить химический терминал на этой территории нельзя! Под стройплощадкой - нефтяное болото, и нефть периодически дренирует в море. Это единственное место в мире, где ее концентрация в прибрежных водах бьет все рекорды. Загрязненность морской воды по цинку, стронцию и нефтепродкутам превышает норму в 71 тысячу раз.
Кроме того, именно этот участок охватывает зона выхода смерчей - постоянного для этой местности природного явления. Проведя несколько дней августа в Туапсинском районе, сам был свидетелем разгула такого смерча.
Местные жители рассказывали, что в 1991 году, в результате выхода смерчей как раз на месте нынешнего строительства, погибли люди, была затоплена половина Туапсе, разрушены трубопроводы, нефтебазы.
"Сборная металлическая конструкция таких габаритов, стоящая в мягком грунте, в районе ураганных вихрей, высокой сейсмической активности и выходов смерчей - по определению обречена на разрушение", написали жители города президенту Медведеву.
В октябре 2007 года городской Роспотребнадзор выдал эпидемиологическое заключение № 39, которым деятельность терминала запрещалась. Но в ответ на этот документ появилось как минимум 17 положительных заключений, дающих добро на строительство и эксплуатацию ТБТ "Еврохим".
Разбираясь в этой статистике, может, и некстати, вспомнил старый анекдот:
- Послушай, Гиви, почему ты не пьешь коньяк?
- Доктор запретил, Гоги.
- Вах! Мне тоже запретил. Но я ему 100 рублей дал - он и разрешил!
Может и в данном случае дело в "Гоги"?
От физика до "химика"
Фактический хозяин компании "Еврохим" Андрей Игоревич Мельниченко - бизнесмен, занимающий место во второй десятке российских миллиардеров. На начало 2010 года его состояние журнал "Форбс" оценивал в 4,4 миллиарда долларов.
Окончив в 1992 году физфак МГУ, Андрей Мельниченко пошел по тропе, приносящей, в отличие от науки периода "начинающего Ельцина", реальные "результаты". Вместо исследовательской лаборатории он оказался в окошке обменного пункта на Октябрьской площади Москвы, где конвертировал в твердую валюту стремительно обесценивающиеся рубли. Год спустя несостоявшийся физик и начинающий финансист открыл охранное дело, учредив некий ЧОП "Арктур".
Сейчас трудно сказать, чьи руки поставили Мельниченко "на ноги", но уже в середине 90-х он оказался в кресле управляющего банком, имевшего прямое соглашение с ФРС США о ввозе долларов в Российскую Федерацию.
Чуть позже – Мельниченко занял кабинет в "Конверсбанке", через который, как по мановению волшебной палочки, вдруг потекли финансовые потоки далеко не бедной отрасли - Минатома РФ. В то время ею управлял скандально известный Евгений Адамов, с чьим именем связывали растрату крупных бюджетных средств.
В 2001 году Андрей Игоревич - у руля компании "Еврохим", производящей и продающей за рубеж минеральные удобрения. Таким образом, пройдя тернистый путь от "физика" до "химика", Мельниченко ступил ногой у Черного моря, в районе города Туапсе. Вернее, не сам Андрей Игоревич, а его сотрудники. Сам Мельниченко, как поговаривают, с 2003 года постоянно живет за рубежом. Недавно его 120-метровую красавицу-яхту, построенную на германских верфях по последнему слову судостроительной науки, заметили в порту Сан-Диего.
А в порту Туапсе - гигантский терминал, через который компании Мельниченко намерены переправлять за границу мало востребованные в России (сельского хозяйства-то почти не осталось, да и денег только на навоз) минеральные удобрения. На Кубани все сложилось просто чудесным образом. Несмотря на ограничения, определенные Земельным и Водным Кодексом РФ в части операций в водоохранной зоне Черного моря, "Еврохиму" удается добиться разрешения на строительство в черте города Туапсе балкерного терминала - элемента химического производства. В 2006 году нужную бумагу подписывает работавший в то время мэром Туапсе Г. Ю. Прилуцкий. Не важно, что спустя год его сняли с должности и привлекли к уголовной ответственности за махинации с землей. Решения о запуске строительства ТБТ никто не отменил.
Остались в силе и заключения Ростехнадзора по Южному федеральному округу, подтверждающие безопасность задуманного "Еврохимом" сооружения, несмотря на то, что практически все руководство Ростехнадзора отправили в отставку, Генеральная прокуратура нашла нарушения законодательства о безопасности производственных объектов, а в отношении главы Ростехнадзора по ЮФО Д. Антониади было возбуждено уголовное дело.
В марте 2006 года заместитель главы администрации Краснодарского края Е.Муравьев подписывает документ "О согласовании размещения ООО "Туапсинский балкерный терминал" терминала по перегрузке минеральных удобрений в г. Туапсе". В качестве обоснования приводятся следующие доводы: "положительные заключения территориальных органов исполнительной власти, других организаций, увеличение поступлений в налоговую базу края, обеспечение рабочими местами".
А что же "хозяин" Краснодарского края Александр Ткачев?
Ведь, случись беда на терминале, "химическую кашу" придется расхлебывать и ему.
В 2007 году между администрацией края, компанией "Еврохим" и принадлежащими ей "Белореченскими минудобрениями" был подписан договор. Согласно этому документу Белореченский комбинат увеличивает промышленное производство, "Еврохим" приступает к строительству Туапсинского терминала, а край получает 16 миллионов рублей на собственные нужды. Может, здесь "зарыта собака", объясняющая позицию кубанского руководства?
Однако 16 миллионов рублей в масштабах задуманного предприятия – сумма не бог весть какая. Но есть цифры более весомые.
Еще до утверждения проекта, до получения разрешения на строительство, даже до появления процитированного "согласования", в недрах Краснодарской администрации родились два документа. В декабре 2005 года - распоряжение Главы администрации края "О программе сопровождения стратегических инвестиционных проектов Краснодарского края на 2006-2007 годы", где в параграфе 3, касающемся "Департамента по транспорту и связи" в пункте 3.4 значится "Строительство Туапсинского балкерного терминала, ЗАО "МХК Еврохим", общей стоимостью в 1,8 миллиарда рублей с разбивкой финансирования по годам: 2006 год - 800 миллионов рублей, 2007 год - 810 миллионов рублей".
Стоит ли верить этой бумаге, если в справке о социально-экономической ситуации в Краснодарском крае в первом квартале 2009 года стоимость строительства определена уже в 4,6 миллиарда рублей! Не иначе, кризис поднял цены. Или 1,8 миллиарда рублей - цена "сопровождения проекта"?
Незадолго до появления процитированного распоряжения А.Ткачева "О программе сопровождения", в мае 2005-го выходит постановление "О порядке субсидирования (возмещения) за счет средств краевого бюджета части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, выпущенными инвесторами для реализации инвестиционных проектов".
И здесь поневоле закрадывается подозрение: не участвует ли краевой бюджет в финансировании строительства Туапсинского терминала с прицелом на получение долей в прибылях "Еврохима"? Причем, возможно, уже не бюджетом, а частными, может даже подставными лицами, оказавшимися в реестре акционеров компании?
Интересная версия, объясняющая и беспрепятственные согласования, и послушность прокуратуры, закрывающей глаза на опасность закладываемой "химической бомбы", и блокирование всех инициатив противников сооружения терминала.
Кубанские экологи забили тревогу, как только из чиновных коридоров просочилась весть о задуманной стройке. В октябре 2007 года общественность поддержал территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, городу Туапсе и Туапсинскому району. Он запретил деятельность терминала, поскольку в зоне строительства и предполагаемой санитарно-защитной зоне систематически фиксировались превышения предельно-допустимых концентраций вредных веществ. Так, по взвешенным веществам максимально-разовое превышение ПДК в 10,8 раза, а среднесуточное - в 14,8 раз (с учетом угольной пыли). По углеводородам максимально-разовое превышение ПДК в 12,3 раза, а среднесуточное - до 8 раз. По оксиду азота - в 4,4 раза; по оксиду углерода - в 4 раза; по сероводороду - в 9,8 раза.
Но все ссылки на Санитарные правила и нормы, Земельный Кодекс РФ, Градостроительный Кодекс РФ, федеральные законы и местные распоряжения, категорически запрещающие подобные стройки, в исполнительных структурах отклика не нашли.
К решительным действиям жителей Туапсе подтолкнул март 2010 года. Еще до ввода в строй балкерного терминала его хозяева произвели пробную загрузку двух судов сыпучими удобрениями по прямому варианту "вагон-судно". В результате туапсинцы с набережной наблюдали облако пыли вокруг корабля. Жители прилегающих к порту домов почувствовали симптомы химического отравления: жжение глаз, кислоту во рту, кожный зуд и высыпания, головные боли и головокружение. Руководство ТБТ извинялось перед горожанами и объясняло, что это единичный, обусловленной технологией акт и гарантировало полную герметизацию производства. Но люди вышли на митинги! Более 3,5 тысяч человек протестовали в середине мая 2010 года против ввода в строй терминала "Еврохима". Для маленького Туапсе это все равно что полумиллионное шествие для Москвы
Летом 2010 года инициативная группа обратилась к властям с предложением о проведении местного референдума с одним вопросом - "Считаете ли вы допустимым ввод в эксплуатацию и дальнейшее функционирование Туапсинского балкерного терминала на территории Туапсинского городского поселения?".
Территориальная избирательная комиссия Туапсинского района в регистрации инициативной группы по проведению референдума отказала, сославшись на неточности в оформлении документов. А когда люди попросили чиновников из городской администрации помочь грамотно оформить заявку, получили ответ: "...федеральным и краевым законодательством, Уставом Туапсинского городского поселения не установлены полномочия органов местного самоуправления по назначению специалистов администрации Туапсинского городского поселения для грамотного и надлежащего оформления документов инициативной группы".
Отчаявшиеся жители Туапсе обратились и к Президенту РФ Д. Медведеву, благо в таких случаях, никакая регистрация не требуется. И вот что удивительно. Местная общественность, не скрывая обеспокоенности за здоровье своих детей, выразила тревогу по поводу сочинской и развития города.
"На городские стройки Сочи, пишут туапсинцы, необходимо завести сто миллионов грузов. Пока это просто невозможно: существующая инфраструктура не позволяет завозить более 10 миллионов тонн в год. До 2014-го не уложатся... Уже сегодня можно использовать Туапсинский морской порт для поставки качественных материалов из-за рубежа. Это позволило бы разгрузить единственную сочинскую автомагистраль, по которой транспорт не едет, а в большей степени стоит. Известно, что в Туапсе приезжала делегация из Варны с целью поставлять стройматериалы через Туапсинский порт.
В дальнейшем эту территорию можно использовать также в государственных интересах. На месте размещения химического терминала, - а это территория бывшего Туапсинского судомеханического завода, - можно построить завод по производству самолета-амфибии Бе-200 - самого востребованного в мире самолета по тушению пожаров, который может взять на борт 12 тонн воды.
В свете развития Черноморских курортов актуальным станет вопрос о возвращении Туапсе статуса пассажирского порта, в который могли бы заходит современные лайнеры".
Какова реакция властей и чиновников на "жалобы и предложения"?
Жителям города преподан урок "черной химии": балкерный терминал готовят к пуску. Про самолет-амфибию известно, что есть, по крайней мере, один его опытный образец (который во время пожаров пилотировал лично премьер Путин). Ну а после августовского взрыва на электростанции в Кабардино-Балкарии и осеннего обострения ситуации с террористами в близлежащих закавказских республиках, местных жителей посещают совсем уж нерадостные мысли.